Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән
районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк
китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Герб
Муниципальное бюджетное учреждение
Давлекановская межпоселенческая Центральная библиотека
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Как научить любить природу

Как научить любить природу.

(методические рекомендации)

Пусть будет в человеке все прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Введение.

Современный экологический кризис грозит превратиться в катастрофу, и для выхода из него необходимо усилия каждого члена общества. Поэтому формирование у населения бережного отношения к природе – задача государственного уровня. Ее решение не может ограничиваться изучением предмета «Экология» в традиционных образовательных учреждениях.

Безусловно, работа сельских библиотекарей в этом направлении очень важна: они прививают своим читателям навыки природоохранной деятельности, знакомят их с основами экологических знаний, воспитывают в них чувство ответственности за судьбу окружающей среды.

Предлагаем Вашему вниманию методическое пособие «Как научить любить природу». Его цель – познакомить с разнообразными формами и методами библиотечной работы по пропаганде экологических знаний среди населения.

Данное издание адресовано библиотечным работникам, педагогам и всем тем кто занимается экологическим воспитанием и образованием подрастающего поколения.

Это пособие поможет вам написать сценарий для вечера, организовать библиотечное мероприятие, подобрать литературный материал к мероприятии и т.д.

В этом издании вы найдете: рекомендации по технологии организации мероприятия, сценарии, сможете подобрать форму работы и названия к мероприятию.

Отношение человека к природе давно стало вопросом нравственности. Каждый из нас несет ответственность за ее сохранение перед потомками. Задача библиотек – с детства воспитывать у населения экологическую культуру. Для этого, прежде всего, необходимо правильно организовать расстановку книжного фонда в библиотеки.

Фонд литературы по экологии необходимо расставлять с учетом рубрик таблиц ББК. Путеводители на стеллажах позволяют читателям свободно ориентироваться и находить нужные издания. В систематических каталогах и картотеках нелишне было бы выделить рубрики: «Человек и окружающая среда», «Охрана природы», «Охрана живой природы», «Экология родного края», «Природа нашего края», «Животный мир Давлекановского района», «Растительный мир нашего края» и др.

Большую помощь читателям могут оказать картотеки экологических стихов, загадок, кроссвордов, массовых мероприятий и т.д.

По газетно-журнальным публикациям можно выпустить информационно-библиографический указатель «Человек! Оглянись, подумай», в который войдут законодательные акты и статьи по проблемам экологии в Российской Федерации, в том числе и нашего региона. Указатель должен быть рассчитан на студентов высших и средних учебных заведений и педагогов.

Для того, что бы правильно и качественно вести информационную работу с читателями библиотекарю необходимо знать его читательские интересы. Для этого необходимо провести социологическое исследование «Информационные ресурсы библиотеки – юным экологам». Данное исследование даст возможность проанализировать читательские интересы, выявить, возможно, какие то недостатки в комплектовании фонда библиотеки и с учетом полученных результатов поможет вам правильно организовать свою дальнейшую информационную деятельность.

В формировании экологической культуры библиотекам принадлежит особая роль, поскольку они обладают большими возможностями: во-первых, огромной информационной базой, во-вторых, квалифицированными кадрами, которые способны повлиять на мировоззрение человека, в-третьих, доступностью информации. Предупрежден – значит, вооружен, поэтому информированность – первый шаг к вовлечению населения в решение экологических проблем. Как правило, в библиотеках информационную функцию выполняют красочно оформленные книжные и книжно-иллюстративные выставки, выставки-кроссворды, выставки поделок из природного материала, выставки-набаты, выставка-глобус и т.д к оформлению которых необходимо подойти творчески:

– «Внимание: Красная книга»

– «С любовью о природе»

– «За будущее, в котором хочется жить»

– «Сохраним ромашки на лугу»

– «Природа посылает SOS»

– «Лесные сувениры»

– «Мир природы глазами юных художников»

Не лишними будут и оформленные экологические уголки со сменным сезонным календарем природы: «Природа – дом родной», «Живая планета» и т. д.

Большую помощь в работе по экологическому просвещению населения оказывают клубы и кружки при библиотеках. Совместно с клубом можно проводить различные экологические мероприятия КВН, презентации журналов, проблемные диалоги, познавательно-развлекательные программы, театрализованные представления, диспуты, дискуссии проводить разнообразные занятия, походы, познавательные уроки, экскурсии на природу к памятникам природы, по живописным местам в окрестностях села, экологические акции (например, по очистке родника) и т.д. Таким образом, дети с малых лет научатся познавать и любить природу, бережно относиться ко всему живому. Соприкасаясь с уникальными памятниками живой природы, они получат много полезных и интересных знаний, научатся грамотному поведению на природе, у них повысится интерес к естественно – научной литературе. Например, можно организовать экологический клуб «Муравейка», кружок «Мастерилка», «Экоша». В которых будут проводиться занятия «Используем отходы», где дети научатся делать из пластиковых бутылок карандашницы, куклы – матрешки, кашпо, вазочки и т.д. Из природных материалов создавать прекрасные работы, из которых потом можно сформировать выставку «Природа в умелых руках» или экопризентации «Лес – это наше богатство» и т.д.

Путем организации массовых мероприятий библиотеки должны стараться внести посильный вклад в решение возрастающих экологических проблем. Формы работы по экологическому просвещению должны быть самые разнообразные. Нужно постараться их театрализовать, музыкально оформить, чтобы мероприятие надолго запомнилось вашим читателям. Например Недели экологии которые включают в себя цикл разнообразных по форме и содержанию мероприятий:

«Родного края корни и листва» – эрудит-лото

«На лесной поляне» – экоурок

«Лесная мозаика» – громкое чтение

Экологическая акция «Цвети село родное!» в рамках которого можно провести праздник цветов «Цветущий сад» где ребятам предлагается разделиться на две команды и нарисовать эмблемы цветов, поучаствовать в аукционе знаний литературных произведений, в которых упоминаются цветы, показать свои знания луговых и садовых цветов, по легендам о цветах, прочитанных ведущей праздника, угадать названия цветов и т.д. Закончить мероприятие целесообразно запуском разноцветных шаров, к которым привязаны пакетики с семенами цветов и записки с обращением: «Дорогой друг! Ты участвуешь в экологической акции «Цвети село родное»! Посей семена на клумбе, пусть эти цветы радуют людей!»

Лето – благодатная пора для проведения массовых мероприятий на лоне природы, что, конечно же, дает организаторам дополнительные возможности для приобщения ребят к ее красоте. Летом для жителей села можно организовать конкурс «Живи в гармонии с природой» с 3 номинациями «В краю, где я живу», «Река моего детства», «Чудеса природы» – в которых будут представлены сочинения, рисунки, сценарии, фотоальбомы, поделки из природного материала.

Провести экскурсию в ходе, которой ребят можно познакомить с историей села, рассказать о растениях которые произрастают в окрестностях деревни, как они используются людьми, насколько неоценима их польза. Можно предложить ребятам отгадать загадки, вспомнить стихи и песни. Целью такой акции является расширение экологических знаний, воспитание заботливого отношения к окружающей среде.

Экоигра на природе «А ты знаешь это?» поможет ребятам узнать о животном мире водоемов, как действовать в различных ситуациях: где можно разжечь костер, что делать с мусором в лесу, как вести себя, чтобы не помешать обитателям леса.

«Запасы вод, запасы трав ты сбереги и будешь прав, природа щедро наградит того, кто ей не навредит» – с этой поэтической фразы можно начать беседу-дискуссию на свежем воздухе для детей среднего возраста «Человек на планете Земля». Разговор необходимо вести о роли человека на Земле и о ее ресурсах, и о том, как их сохранить.