Как научить любить природу
Как научить любить природу.
(методические рекомендации)
Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Введение.
Современный экологический кризис грозит превратиться в катастрофу, и для выхода из него необходимо усилия каждого члена общества. Поэтому формирование у населения бережного отношения к природе – задача государственного уровня. Ее решение не может ограничиваться изучением предмета «Экология» в традиционных образовательных учреждениях.
Безусловно, работа сельских библиотекарей в этом направлении очень важна: они прививают своим читателям навыки природоохранной деятельности, знакомят их с основами экологических знаний, воспитывают в них чувство ответственности за судьбу окружающей среды.
Предлагаем Вашему вниманию методическое пособие «Как научить любить природу». Его цель – познакомить с разнообразными формами и методами библиотечной работы по пропаганде экологических знаний среди населения.
Данное издание адресовано библиотечным работникам, педагогам и всем тем кто занимается экологическим воспитанием и образованием подрастающего поколения.
Это пособие поможет вам написать сценарий для вечера, организовать библиотечное мероприятие, подобрать литературный материал к мероприятии и т.д.
В этом издании вы найдете: рекомендации по технологии организации мероприятия, сценарии, сможете подобрать форму работы и названия к мероприятию.
Отношение человека к природе давно стало вопросом нравственности. Каждый из нас несет ответственность за ее сохранение перед потомками. Задача библиотек – с детства воспитывать у населения экологическую культуру. Для этого, прежде всего, необходимо правильно организовать расстановку книжного фонда в библиотеки.
Фонд литературы по экологии необходимо расставлять с учетом рубрик таблиц ББК. Путеводители на стеллажах позволяют читателям свободно ориентироваться и находить нужные издания. В систематических каталогах и картотеках нелишне было бы выделить рубрики: «Человек и окружающая среда», «Охрана природы», «Охрана живой природы», «Экология родного края», «Природа нашего края», «Животный мир Давлекановского района», «Растительный мир нашего края» и др.
Большую помощь читателям могут оказать картотеки экологических стихов, загадок, кроссвордов, массовых мероприятий и т.д.
По газетно-журнальным публикациям можно выпустить информационно-библиографический указатель «Человек! Оглянись, подумай», в который войдут законодательные акты и статьи по проблемам экологии в Российской Федерации, в том числе и нашего региона. Указатель должен быть рассчитан на студентов высших и средних учебных заведений и педагогов.
Для того, что бы правильно и качественно вести информационную работу с читателями библиотекарю необходимо знать его читательские интересы. Для этого необходимо провести социологическое исследование «Информационные ресурсы библиотеки – юным экологам». Данное исследование даст возможность проанализировать читательские интересы, выявить, возможно, какие то недостатки в комплектовании фонда библиотеки и с учетом полученных результатов поможет вам правильно организовать свою дальнейшую информационную деятельность.
В формировании экологической культуры библиотекам принадлежит особая роль, поскольку они обладают большими возможностями: во-первых, огромной информационной базой, во-вторых, квалифицированными кадрами, которые способны повлиять на мировоззрение человека, в-третьих, доступностью информации. Предупрежден – значит, вооружен, поэтому информированность – первый шаг к вовлечению населения в решение экологических проблем. Как правило, в библиотеках информационную функцию выполняют красочно оформленные книжные и книжно-иллюстративные выставки, выставки-кроссворды, выставки поделок из природного материала, выставки-набаты, выставка-глобус и т.д к оформлению которых необходимо подойти творчески:
– «Внимание: Красная книга»
– «С любовью о природе»
– «За будущее, в котором хочется жить»
– «Сохраним ромашки на лугу»
– «Природа посылает SOS»
– «Лесные сувениры»
– «Мир природы глазами юных художников»
Не лишними будут и оформленные экологические уголки со сменным сезонным календарем природы: «Природа – дом родной», «Живая планета» и т. д.
Большую помощь в работе по экологическому просвещению населения оказывают клубы и кружки при библиотеках. Совместно с клубом можно проводить различные экологические мероприятия КВН, презентации журналов, проблемные диалоги, познавательно-развлекательные программы, театрализованные представления, диспуты, дискуссии проводить разнообразные занятия, походы, познавательные уроки, экскурсии на природу к памятникам природы, по живописным местам в окрестностях села, экологические акции (например, по очистке родника) и т.д. Таким образом, дети с малых лет научатся познавать и любить природу, бережно относиться ко всему живому. Соприкасаясь с уникальными памятниками живой природы, они получат много полезных и интересных знаний, научатся грамотному поведению на природе, у них повысится интерес к естественно – научной литературе. Например, можно организовать экологический клуб «Муравейка», кружок «Мастерилка», «Экоша». В которых будут проводиться занятия «Используем отходы», где дети научатся делать из пластиковых бутылок карандашницы, куклы – матрешки, кашпо, вазочки и т.д. Из природных материалов создавать прекрасные работы, из которых потом можно сформировать выставку «Природа в умелых руках» или экопризентации «Лес – это наше богатство» и т.д.
Путем организации массовых мероприятий библиотеки должны стараться внести посильный вклад в решение возрастающих экологических проблем. Формы работы по экологическому просвещению должны быть самые разнообразные. Нужно постараться их театрализовать, музыкально оформить, чтобы мероприятие надолго запомнилось вашим читателям. Например Недели экологии которые включают в себя цикл разнообразных по форме и содержанию мероприятий:
«Родного края корни и листва» – эрудит-лото
«На лесной поляне» – экоурок
«Лесная мозаика» – громкое чтение
Экологическая акция «Цвети село родное!» в рамках которого можно провести праздник цветов «Цветущий сад» где ребятам предлагается разделиться на две команды и нарисовать эмблемы цветов, поучаствовать в аукционе знаний литературных произведений, в которых упоминаются цветы, показать свои знания луговых и садовых цветов, по легендам о цветах, прочитанных ведущей праздника, угадать названия цветов и т.д. Закончить мероприятие целесообразно запуском разноцветных шаров, к которым привязаны пакетики с семенами цветов и записки с обращением: «Дорогой друг! Ты участвуешь в экологической акции «Цвети село родное»! Посей семена на клумбе, пусть эти цветы радуют людей!»
Лето – благодатная пора для проведения массовых мероприятий на лоне природы, что, конечно же, дает организаторам дополнительные возможности для приобщения ребят к ее красоте. Летом для жителей села можно организовать конкурс «Живи в гармонии с природой» с 3 номинациями «В краю, где я живу», «Река моего детства», «Чудеса природы» – в которых будут представлены сочинения, рисунки, сценарии, фотоальбомы, поделки из природного материала.
Провести экскурсию в ходе, которой ребят можно познакомить с историей села, рассказать о растениях которые произрастают в окрестностях деревни, как они используются людьми, насколько неоценима их польза. Можно предложить ребятам отгадать загадки, вспомнить стихи и песни. Целью такой акции является расширение экологических знаний, воспитание заботливого отношения к окружающей среде.
Экоигра на природе «А ты знаешь это?» поможет ребятам узнать о животном мире водоемов, как действовать в различных ситуациях: где можно разжечь костер, что делать с мусором в лесу, как вести себя, чтобы не помешать обитателям леса.
«Запасы вод, запасы трав ты сбереги и будешь прав, природа щедро наградит того, кто ей не навредит» – с этой поэтической фразы можно начать беседу-дискуссию на свежем воздухе для детей среднего возраста «Человек на планете Земля». Разговор необходимо вести о роли человека на Земле и о ее ресурсах, и о том, как их сохранить.