Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән
районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк
китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Герб
Муниципальное бюджетное учреждение
Давлекановская межпоселенческая Центральная библиотека
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Мишарские и тептярские поселения

д. Имай – карамалы, ставшая звтем селом, возникла на основании договора башкир Кыркули – Минской волости в 1748 г.

 Были известны Верхние и Нижние Имай – карамал. В д. Верхние Имай – Карамалы в 1816 году взято на учет 163, в 1834 году – 223 души мишарей из мужчин. Кроме того, соответственно 77 и  102 мужчин, проживая здесь, попали в ревизию душ по д. Новые – Карамалы (Бик-карамалы). Д. Нижние Имай – Карамалы («Биктимирово тож») располагала в 1816 году 137 жителями и в 1834 г. 199 душами мишарей м.п. Мишари прибыли сюда из дд. Сафарово, Арсланово и Верхние Имай – Карамалы. Передвижения их продолжались и дальше. Вновь и вновь прибывали новее групп, часть переселялась в другие мишарские поселения.

 Количество жителей в 1795г. было 241 (39 дворов), в 1859г. – 769 (122 двора), в 1870г. – 839 (135 дворов), в 1920г. – 1554 человека. В последние два учета мишари были названы башкирами. К 1925 году количество дворов уменьшилось.

В 1843 году на 452 мишаря (по ревизии 1834г.)сеяли 77 четвертей (616 пудов) озимого и 387 четвертей (3116 пудов) ярового хлеба, т.е. 8,3 пуда на жителя. В конце XIX было 2 мельницы. С начала XIX в. Были известны мечеть и при ней школа.

Имай – Карамалы – родина нефтяника, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Гумера Тляшева.

Д. Бик – Карамалы была известна под названиями Карамалы – Биктимирово, Новые Карамалы, Карамалы (Биктимирово), Бикташ – Карамалы, Улу – Чеботалы. Деревню основали мишари на земле Кыркули – Минской (по договору с башкирами в 1748 г.) и Яик – Суби – Минской (по договору с вотчинниками в 1771г.) волостей.

В 1859г. всех жителей насчитывалось 537 человек, в 1870г. – 632 мишаря, наверно учтенных как башкиры.

В 1920г. в 248 дворах было 1334 мишаря.

В 1843г. на 425 человек засеяли 752 пуда озимого и 4504 пуда ярового хлеба, т.е. по 12,4 пуда на одного жителя.

Д. Ташлытамак (Новокарамалы) возникла на основании договора башкир Кыркуль(Кыркули) – Минской волости 1748г. В 1816г. здесь было 152, в 1834г. – 238, в 1859г. – 325, в 1870г. – 399, в 1950г. – 555 мишарей, ошибочно названных башкирами.

В 1843г. на 238 мишарей засеяли 320 пудов озимого и 1728 пудов ярового хлеба.

Д. Чуюнчи (суйынсы) возникла на основании договора башкир Яик- Суби – Минской волости от 1762г., данного мишарям. О происхождении ее названия бытует несколько легенд. По одной из них оно происходит от слова чугун – суйын. Дело в том, что людей, занимающихся перевозкой чугуна или переплавкой металла, называли чуенчи – чугунщик (литещик). Следует заметить, что в XVIII в. Встречались имена Сөгөнсө, Суйынсы.

Еще в 30-х годах XIX столетия было учтено наличие в селе 3 мечетей  и при них 3 училищ (школ). С самого начала XX в. действовала русско – башкирская школа. Была земская школа. Разного типа школы не могли не послужить значительной базой для дальнейшего развития народного образования. С 1917г. в школе начал работу, затем возглавлял ее до 1946г. кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Г.Т. Габдрахманов. Творческий труд педагога (преподавал татарский язык и литературу) и организаторский талант его были высоко оценены не только государством, но и односельчанами. 31 мая 1996г. благодарные ученики, жители села отметили 100-летний юбилей со дня его рождения (1896-1979) и открыли мемориальную доску в его честь.

Выпускники Чуюнчинской школы успешно трудятся на производстве, в сельском хозяйстве. Среди них есть и руководители предприятий, коммерческих и банковских структур. Гордостью школы являются ученые. Среди них хирург, доктор медицинских наук, профессор, академик АН РБ, заслуженный деятель науки России и РБ  Н.Г.Гатауллин, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой Башгосуниверситета, член-корреспондент  АН РБ Фаниль Л. Саяхов, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор Фагим Л. Саяхов и др. Долгие годы работал министром здравоохранения БАССР кандидат медицинских наук М.Х.Камалов.

В первой половине XIX в. (1798 – 1865г.) башкиры, мишари и русские казаки (оренбургские и уральские) находились в военно-казачьем сословии. Мишари д. Чуюнчи сначала были в составе 5-го мещерякского кантона, затем после его ликвидации – 4-го кантона.

Жители села жили общими интересами своей общины, юрты, кантона, уезда, губернии и всей России.

В 1843г. на 1115 человек было засеяно 225 четвертей (1800пудов) озимого и 1063 четверти (8496 пудов) ярового хлеба. В 1917г. на 636 хозяйств (3634 человека) приходилось 3190 десятин посева, в т.ч.  297 из них имело до 4 десятин посева, 283-до 10, 51-до 15,31- свыше 15.

74 хозяйства не имело посева. Всему селу принадлежало 847 голов рабочего скота. По пятницам проводился базар. В селе имелось 18 лавок.

По договору с башкирами Кыркули – Минской волости в 1780 году была основана д. Аюханово («Ябалаково тож»). Первопоселенцем был служилый татарин Аюхан Уразаев., который был припущен вотчинниками сроком на 30 лет. Кстати, текст договора опубликован. Вот он: «Лето 1780-го февраля в седмы на 10 день… . Уфимского уезду, Ногайской дороги, Кыркули – Минской волости, команд старшин Ибрагима Мрясева и Алиибая Мурзагулова поверенные от мирских людей той волости башкирцы деревень Ебалаковой Назаргул Азмин, Мратша Исенгулов, Козекан Булгаков, Казанбай Илкачев, Чюкралиной Бигиш Сартбаев, Епаров Кузяш Епаров, Казангуловой Буракан Емангулов, Шарыповой Шайлы Купаев, Давлекеновой Маметей Мамыков, Адиль Шалыров, будучи в городе Уфе, дали сию запись от Уфимских крепостных дел по поверенному от товарищей наших вотчинников Башкирцев сотника Тойгуна Юсупова с товарищи, всего ото 104 дворов, письму, которое объявлено, от них к крепостным делам, перешедшему из Нижегородского в Уфимской уезд служилому татарину Аюхану Уразаеву в том, что отдали мы, поверенные и товарищи наши участвующия, всего во 104 дворах, башкирцы, сотник Тойгун Юсупов, рядовые Екуп Епаров с товарищи большими и малыми со общаго согласия для поселения оному мещереку Аюхану Уразаеву с семейством жалованную от предков е.и.в. вотчинную нашу землю в их владение впредь на 30 лет, ис платежа нам обрка каждый год по 10 коп. в их владение, которая состоит в нижеписанных урочищах, а именно: начиная от озера Крамалы по Деме реке водою срединою по нижний конец озера Мичляр по кладбище Адзимясово, а со оного по нижней конец лога, называемого Аю-Талагар (должно быть: Талаган), а с него на состоящую по логу Карагай по барсучью нору, а с нее по вершину лога, называемого Карявган, и со оного на дубник, именуемой Чукча, а с него по вершину лога Япи возле лес по вершину Саклов, а с нее возле лес же на поворотье Кипчак, а с него в вершине Кизяку с сенными покосами, и по Кизяку вниз по отданным межам до колку Алиева, а то того колку вниз к Кизяку по концам муллы Утегула, Бакира и Мурзагула загонов, а с них возле дубнику по переузину колка, называемого Кошбулак, по нижней конец Албашева загона на Такеев дуб, а с него на колодец с озером Березовым Моховым, а с него  на сосоящую на нижнем конце Зинтювеля Береку, оттоль на вышестепенное Карамалино озеро. И в тех межах землю пахать, сено косить, бревна и дрова рубить и подлежащих местах рыбу ловить, хмель шипатьи всеми угодьями довольствоваться, окроме дельных деревьев. А на Деме реке перевоз ему, Аюхану, содержать самому.А есть ли он, Аюхан и дети ево и протчих товарищей пожелают на оной земле и по прошествии тех 30 лет еще жительствовать, нам давать договорныя писбма…Взяли ж мы за тое отданную ему Аюхану, в котором землю денег 100 руб. И буде он, Аюхан, на той земле жить…не похочет, то однако ж ее, ему, Аюхану, продавать не дозволяется, а остаться ей по рпежнему в нашем владении.

Кроме этого договора был другой от 7 ноября 1796г. , по которому приспускались государственные крестьяне. Служилые Татары перешли к тептярскому сословию.

Что касается другого названия деревни – Ябалаково, то его , наверное, можно объяснить тем , что в приспуске Аюхана Уразаева с тов. Первыми поверенными – доверенными людьми были башкиры д. Ябалаклы Назаргул Азмин с тов.

В 1816 г. тептярей было 7, гос. Крестьян – 140 купцов – 11, мещереков – 3 души м.п. в 1834 г. тептяри состояли из 8, гос. Крестьяне – из 180, купцов – из 18, мещереки – из 2 душ м.п. В 1870г. насчитывалось 218 татар, 11 тептярей, в 1917 г. – в 20 дворах 113 башкир,  но в 1920г. – в 176 дворах 930 татар. Аюханово – село татарских крестьян.

По договору от 17 июля 1795 года башкиры Кыркули – Минской волости припустили на свою зекмлю сроком на 50 лет с уплатой по 15 коп. с двора в год тептярей, которые основали свое поселение под названием Ташлы – Шарипово. Количество жителей было : в 1816г. 93, в 1834г. – 127 душ тептярей м.п. В 1817 г. сюда прибыло 9 семей из дд. Сайраново, Аминево и Султаново. На учет было взято в 1859г. 394, в 1870г. – 405 тептярей, в 1920г. – 805 татар. Значит, тептяри, происходившие из татар, вернулись  в свой этнос.

Д.Искандерово (Аиркулево, Апрыкулево) была основана уфимским купцом Искандером Сапеевым вместе с компаньенами по сословию Саитягафаром Муртазиным, мишарским походным старшиной Абдуллменняфом Аитовым и БашкиромАбушахмаевым по договору башкир уршак – Минской волости от 2 июля ( августа?) 1792г. Они ьыли припущены на бышкирскую вотчину сроком на 5 лет. Их насчитывалось в 1816 г. 21, в 1834г. – 38 душ м.п. Затем старшиной А Аитовым была припущена новая группа мишарей по записям от 6 июля 1810г. и 29 сентября 1821г. . Припущенных мишарей в 1816г. насчитывалось 15 душ м.п. Купцы Искандар Сапеев и Ядигар Муртазин , а так же походный старшина А Аитов приняли очередную группу мишарей по записи в 1809г. Этих мишарей было в 1816г. 34 души м.п. 21 февраля 1810 года мишарь Абдулатиф Абдулвагапов припустил 3 души мишарей – мужчин.

В 1816г. мишарей было 73, в 1834г. – 115 душ м.п. В 1820г. в 103 дворах было 505 мишарей, ошибочно названных башкирами, и 200 татар.

В 1917г. в 130 дворах проживало 708 мишарей, 225 татар. В 1920г. все названы мишарями (935 человек при 176 дворах). Через 5 лет количество дворов уменьшилось до 128, что свидетельствует о возникновении дочернего селения. Видно, что мишари ошибочно были назван башкирами.

В 1834 г. на 230 мишарей было засеяно 400 пудов озимого и 2424 пуда ярового хлеба.

Выяснение вопроса, из каких конкретно коренных мишарских, тептярско – татарских сел произошли дочерние поселения, оставляем местным краеведам. А мы лишь отметим , что переписями 1920 и 1925 годов еще не было взятыми на учет поселениями Ахметова, Бахча, Заря, Батраки, Волга, Каратал, Сутановка – Солтан , Яскаин, которые возникли чуть позже указанного времени. Д. Мусагитово впервые учтена 15 дворный 1925г. Мишарское селение Гумерово появилось на вотчине башкир Уршак – Минской волости, впервые взята на учет 16 дворным и 127ми жителями лишь в 1920 году. Считающаяся сегодня татарской д. Алга «В основе состояла из башкиских жителей из рода Кыркулей», преселившихся из деревни Курятмас в 1930г. В 1925г. товарищество Вперед (Алга) состояла из 4 дворов татар.

Сегодняшняя татарская д. Раево возникло в конце XIX – в начале XXвв. как русское село, где в 1920г. в  82 дворах проживало 448 русских.