Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән
районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк
китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Герб
Муниципальное бюджетное учреждение
Давлекановская межпоселенческая Центральная библиотека
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Башкирские поселения

Иткулово– поселение башкир- припущенников из Бурзянской волости Верхнеуральского уезда. Оно было основано в 1797 г. на земле вотчинников Кыркули-Минской волости припущенниками во главе с Иткулом Бускуновым (1746 – 1834), выехавшим из д. Туркменево (ныне Баймакского района). Его сыновья Субхангул (его Имильбай), Изгебай, Мухамадий, Ахмадий, Таулыкай.

В 1816 г. в Иткулово насчитывалось 74, в 1834 г.- 98, в 1859 г.- 143, в 1870 г.- 151 башкир. В 1816 г. в нем было 418 дворов. Такое резкое возрастание количества дворов свидетельствует о слиянии д. Иткулово с поселком Давлекановским. Теперь там были, кроме мечети, и молитвенный дом, и церковно-приходские школы. Здесь имелись почтово-телеграфная станция, читальная, аптека, 4 лавки, винная и пивная, 6 кузниц и склады (нефти, соли и др.). Так образовался крупный населенный пункт – составная часть будущего поселка городского типа и впоследствии города Давлеканово.

Курманкеево – поселение башкир- припущенников из Бурзянской волости Верхнеуральского уезда. Создали свое селение на земле вотчинников Кыркули- Минской волости. Основанием для переселения и создания своего поселения послужили «указы 1738, 1755 и 1757 гг. из комиссии Башкирских дел и из Уфимской провинциальной канцелярии на поселение в тех местах дано им позволение». Эти документы предъявлены были властям жителями дд. Ибраево (Альшеевский район), Курманкеево, Дюртюли, Каипкулово, являвшимися выходцами из Бурзянской волости.

Во время восстания 1735 – 1738 гг. бурзянцы, проживавшие на новой минской земле, вынуждены были покинуть обжитые места. После затишья они вернулись на минскую землю. Но это вызвало протесты вотчинников. Поэтому вопрос о конфликте сторон был рассмотрен в канцелярии Башкирских дел в 1738 г. и было решено: «Бурзянской волости д. Курманкеевой башкирцам дозволено перейти и жить на прежнем их жилище в д. Курманкееву при р. Деме». Выходит, что деревня была создана еще до 1735 г.

Еще раз тем же вопросом занималась другая инстанция. В 1764 г. указом Уфимской провинциальной канцелярии велено было им вернуться на свои земли на Ирендыке. Однако многие из бурзянцев остались на минской земле.

Во время Генерального межевания вотчинных земель Кыркули- Минской волости «спором была отведена из дачи оной волости к даче под названием Бурзянской волости отписния за бунт земля в казенное ведомство к деревням Курмекеевской, Ибраевой и Дюртюлинской 15222 десятины». Это произошло в начале 19 в. Так был решен земельный вопрос для башкир Бурзянской волости.

Название деревни- от антропонима, писали по-разному: то Курмекеево, то Курманкеево. Это касается и имени башкир Бурзянской волости. Одним из шести бурзянских старшин был сын первопоселенца  Аслай Курмекеев, пугачевский повстанец, воевавший с карателями до лета 1774 г., пока не сдался властям. В то время в его команде находилось 144 двора башкир, которые принимали участие в народной борьбе.

Другой сын основателя деревни служил юртовым старшиной. Это Садык Курмекеев, который жил в 1746- 1824 гг. Его место занял Идрис,1792 г. (его сыновья Шигаип, Иргиз).

Третий сын Хусаин служил есаулом (его сыновья Бикташ, Султангул, Султангарей, Шаймардан). Внук Кидрас Катаюнов, 1808 г.

В 1834 г. был зафиксирован одноименной хутор Курмекеевской с двумя дворами Идриса Садыкова и походного старшины Якшембета ильгишева из 13 человек. Развиваясь, превратился перед самым 1895 г. в самостоятельное поселение под названием Новокурманкеево, состоящее из 25 дворов. Следует думать, что оно вошло в состав Давлеканово.

В 1795 г. в 44 дворах проживало 216 башкир, в 20 дворах – 172 ясачных татарина. В дальнейшем татары ни разу не учитывались, следовательно, они перебралась на другие земли. В 1816 г. было 294, в 1834 г.– 388, в 1859 г.– 539,в 1870г.– 581,в 1917г. в Старокурманкеево– 474 башкира, в Новокурманкеево– 260 башкир, 148 русских, 51 мордвин, 21 украинец, 9 татар, в 1920 г. в коренной– 444 башкира, в дочерней– 465 башкир и русских.

Курятмасово– селение вотчинников Кыркулы- Минской волости, принявших к себе по двум договорам 1779 г. три семьи тептярей из дд. Сардык (ныне Туймазинского района) Кыр- Еланский волости и Курган Канлинский волости белебеевского уезда, а также башкир из Усерганской волости Оренбургского уезда. Последние припущены «с давнего времени». Башкиры- припущенники составляли в 1816 г. 61, в 1834 г. – 90 душ м.п. (среди них были Шамсутдин Бмккулов, Тазитдин Иткулов, Альмухамет Иждавлетов с семьями).

В 1783 г. тептярей было 5, в 1795 г. – 9 человек. Вотчинники составляли в 1795 г. 54 человека, в 1816 г. – 120, в 1834 г. – 146 человек. Припущенников из тептярей было в 1816 г. 18, в 1834 г. – 22 человека. Всех жителей в 1859 г. было 488 человек. В 1870 г. было 538, в 1917 г. – 1622 (282 двора) башкира, 45 мордвинов, в 1920 г. – 1526 башкир при 290 дворах.

Все жители (187 человек) в 1842 г. сеяли 720 пудов ярового хлеба. На 282 двора в 1917г. приходилось 1097 десятин посевов, в т.ч. 135 из них имело посевы до 4 десятин, 74 – до 10,9 – до 15,11 – свыше 15.53 хозяйства не имело посевов.

Жиетль этой деревни Сафиулла Рахматуллин (1845-1921) 1905г. призывал свой народ к объединению для борьбы против несправедливости, гнета, сам был активным ее участником.

Название д. Мрясово связано с именем верного царскому правительству старшины Минской, затем Уршак- Минской волости Мряса Юлумбетова. Впервые о нем говорится в договорной записи от 19 мая 1732 г., по которой поверенные башкиры Минской волости припустили служилого татарина Ибрагима Урзбахтина, сына Кочкарова, на вотчину по р. Кизяк, смежную с землей башкира- минца Мряса Юлумбетова. Затем Мряс упоминается в рассказе Кидриса Муллакаева 10 июля 1735 г. как верный царизм рядовой. Через 2 года – в конце сентября 1737 г. – он уже старшина Минской волости (до него им был Мусса Кошкалтаев –первопоселенец одноименной деревни на территории Аургазинского района), усердно воевавший против своего народа на стороне карателей. В договоре о припуске мишарей на вотчину минцев по р. Аургаза от 17 января 1757 г. упоминается и д. Мрясово, когда проверенным – доверенным лицом вотчинников – выступил брат Мряса Аскар Юлумбетов. Были и Арслангул, и Алдар Юлумбетовы (1759г.) – братья Мряса и Аскара.

Сын Мряса Ибрагим Мрясов с середины 50-х гг. 18 в. занял должность отца и старшинствовал до конца своей жизни в 1788 г., несмотря на активное участие в движении Пугачева. Его «старший сын» Усман Ибрагимов служил чиновником в юртовом управлении 7-го башкирского кантона, расположенного в Стерлитамакском уезде. Сын Усмана Лукман Усманович Ибрагимов родился в 1784 г., с 1835 г. сотником, с 1827 г.- начальником 7-го башкирского кантона. Есаул Лукман в 1813г. пожертвовал армии четыре строевых коня, поэтому в числе прочих «удостоился получить высочайшее благоволение царя Александра 1». Он владел 3700 десятинами земли. С братом Миграном имели 6 мельниц на Уршаке и 1 – ветряную, а также поташный завод. Награжден золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие в 1832г.». В 1806- 1807гг. в составе башкирского полка находится в Польше и Пруссии. Другой сын Усмана Загидуллина Усманович Ибрагимов служил юртовым старшиной.

Усман Ибрагимов, выделившись из коренного села, на рубеже 18- 19 вв. основал новое поселение под названием Усманово, находящееся ныне на территории Аургазинского района РБ. Через три года он с 7 семьями вернулся в корннное поселение.

В 1795г. в Мрясово было 25 дворов и 125 башкир, в 1816г. – 285, в 1834г. – 369,в 1859г. – 426 башкир. В 1920г. – в 66 дворах было учтено 373 башкира. В 1817 и 1832 гг. были приняты башкиры- припущенники. В первый год их было 10, во второй год – 16 человек.

Кроме башкир здесь взяты на учет и казахи, которые были приняты в 1815г. Вот имена глав 4 семей: Каръяу Параков (сын Уразбай), Илсебай Нурлыбаев, Теляп Сангаров (сын Мурат) и Кулбай Утяпов.

В этой деревне прожил часть своей жизни и здесь был похоронен татарский поэт Габдрахим Гусманович Утыз Имяни (1754- 1834). По словам видного ученого и просветителя Ризы Фахретдинова, Габдрахим родился в д. Утыз Имяни Чистопольского уезда. Возвращаясь по пути из Средней Азии, он остановился в д.Мрясово в семье контонного начальника Лукмана Усмановича Ибрагимова, для которого Габдрахим стал приемным сыном вместо пропавшего без вести родного сына. В итоге рожденный мишаром Габдрахим ушел из этой жизни настоящим башкиром,- завершает свой рассказ о нем Р.Фахретдинов. Здесь же обосновались и сыновья поэта. Если проследить содержание ревизских бумаг, то можно утвердительно сказать, что у Лукмана Ибрагимова не было сына по имени Абдрахим, а был родной старший, уже умерший, брат. Поэтому Лукман не мог усыновить поэта, а признал его как брата, тем более тот был старше на 30 лет. Здесь интересен сам факт жительства поэта среди уршак- минских башкир. Творчество Габдрахима Утыз Имяни способствовало взаимовлиянию и взаимообогащению культур других народов.

В 1843г. на каждого из 369 башкир было засеяно по 1,6 пуда озимого и 5,2 пуда ярового хлеба.

На рубеже 19 и 20 вв. выселок из Мрясово получил статус самостоятельного поселения и назывался Новомрясово. В 1920г. дочерняя деревня состояло из 55 дворов с 362 жителями из башкир.

Кадыргулово – поселение башкир – вотчинников Уршак- Минской волости, а также башкир- припущенников.

В 1795г. оно было лишь 10- дворным с 55 жителями. В 1816г. взято на учет 81, в т.ч. 8 припущенников, в 1834г. – 121, в т.ч. 14 припущенников, в 1850г.- 145, в 1920г.- 256 башкир при 50 дворах.

В 1843г. на 121 жителя сеяли 24 пуда озимого и 248 пудов ярового хлеба. На 17 их дворов приходилось 121 лошадь, 60  голов рогатого скота, 34 овцы и 6 коз.

По цифрам о численности жителей (55 человек) и количестве дворов (10) можно предположить, что деревня возникла за несколько лет до 1795г. Первопоселенцем был активный в общественных делах Уршак- Минской волости Кадыргул Бегишев, участвовавший в 1759г. в припуске марийцев для поселения их на вотчинной земле по р. Уршак- Узы.

О д. Янбеково (Староянбеково) мы говорили, когда речь шла о селах Кармаскалинского района РБ. Дд. Япар-Янбеково и Новоянбеково, связанные

Генетически с этим коренным поселением башкир Уршак- Минской волости, относятся к Давлекановскому району. Здесь добавим, что коренное селение было основано до припуска сюда тептярей в 1765г. При этом в одном документе о припуске марийцев в 1759г. упрминается имя первопоселенца- Яныбека Назаров- уршак- минца.

Д. Новоянбеково выделяется из коренной в конце 19в. И впервые учитывается в 1902г. В 1920г. в 71 дворе проживал 381 башкир.

Не удалось выявить точное время возникновения и конкретные материалы по истории д. Япар- Янбеково. Предположительно, она была основана выходцами из дд. Яппарово и Янбеково в начале 20в. В 1920г. она состояла из 27 дворов с 169 башкирами.

Д. Хусаиново в 1795г. представляла 13- дворное поселение 70 вотчинников уршак- минцев. Это свидетельствует о недавнем его основании. Активный в земельных сделках общинник Хусаин Бикбулатов являлся первопоселенцем, известным с 1759г., когда он с другими владельцами земель припустил марийцев на вотчину по р. Уяш- Узы. В 1816г. здесь было 23 двора и 169 жителей. 248 башкир при 36 дворах зафиксировала Х ревизия 1859г. 228 человек  и 49 дворов было в Старом Хусаиново в 1920г. Новохусаиново представляла 27- дворное селение из 142 башкир, возникшее в начале ХХ в.

Д. Исмагилово возникла на земле башкир Кыркули- Минской волости в 1812г. Она была основана башкирами из одноименной деревни  Троицкого уезда, перечисленными по ордеру военного губернатора Оренбургской губернии Г.С.Волконского в 1812г. В 1816г. здесь было 7 дворов с 40 жителями, названными вотчинниками. Среди них был 46- летний Исмаил Юлдашев, сыновья Ибрагим (его Шагиахмет), Идрис. В то же время взяты на учет 62- летний Габбас Исмагилов (сыновья Габдулжамас, Ишмухамет, Мухаметсадык) и его  брат 42- летний Сафар. Кто из них первопоселенец – Исмаил Юлдашев или отец братьев – сказать трудно.

В 1834г. было 102, в 1870г.- 180, в 1920г.- 347 башкир.

В 1843г. сеяли 480 пудов ярового хлеба. 74 двора в 1917г. имело 837 десятин посева, причем 10 из них  до 4 десятин, 29- до 10, 13- до 15, 18- свыше 15.

Название д. Казангулово– от антропонима. В 1816 и 1834гг. здесь бл взят на учет указной мулла Султанбек Казангулов, 1761г., его сыновья от 3 жен (50, 40, 25 лет в 1834г.) Арслангулов, Абдулла, Мухаметшариф.

В 1795г. здесь было 200 башкир- вотчинников Кыркули- Минской волости (33 двора) и 14 тептярей (2 двора), в 1816г.- в 46 дворах 269 башкир, в 1859г.- 472 вотчинника и припущенника (72 двора), в 1870г.- 469 башкир (90 дворов), в 1917г.- 735 башкир и 148 дворов, 12 татар при 3 дворах, в 1920г.- 655 башкир при 136 дворах.

Как видим, тептяри больше не фиксировались, зато дальше говорится о башкирах- припущенниках, которых в 1816г. было 16, в 1834г.- 23 души м.п., проживавшие «с давнего времени». В 1826г. были приняты и мишари по договору от 9 марта сроком на 50 лет. Их было в 1834г. 9 душ м.п., впоследствии названных татарами.

В 1780г. Казангулово упоминается впервые, тогда ее житель Буракан Ямангулов принимал участие в припуске служилого татарина Аюхана Уразаева сроком на 30 лет на вотчину по р. Дема.

В 1843г. на 287 башкир ( по ревизии 1834г.) было засеяно 1760 пудов ярового хлеба. 148 их дворов имело 720 десятин посева, в т.ч. 66 владело посевом до 4 десятин, 47- до 10, 12- до 15, 6- свыше 15.

Железнодорожный разъезд Казангул в 1917г. состоял из 6 дворов – 28 русских, 1 двор – украицев и 1 двор – 6 мишарей.

Д. Мало- или Новоказангулово выделилась из д. Туксанбаево в 1814г. Жители были признаны вотчинниками, но наделены земельными участками как припущенники. По другим данным, дочерняя деревня имела отношение прежде всего к д. Казангулово. По разрешению губернатора Г.С. Волконского они поселились на земле Уршак- Минской волости, смежной с Кыркули- Минской. По другим сведениям, малоказангуловцы оказались на земле Иликей –Минской волости. Как бы ни было, туксанбаевцы признали их одновотчинниками.

Д. Яппарово впервые упоминается в опубликованном источнике 1780г., когда ее житель Кузяш Яппаров (сын первопаселенца) участвовал в припуске татар на вотчину Кыркули- Минской волости. В 1816г. он назвал Куземгулом, тогда ему исполнилось 76 лет. У него были сыновья Кинзебулат (его Якшегул), Мухаметкунафия, мулла Мухаметамин. Известны и другие сыновья Яппара Балгазы (1741 – 1818), Азикий (1748 – 1827).

Дочерняя деревня известна с 1819г., но жители обоих селений учитывались вместе, кроме отдельных переписей.

Д. Шарипово впервые упоминается в источнике 1780г., когда ее житель вотчинник Шайла Купаев участвовал в передаче татарам земли по р. Дема в аренду сроком на 36 лет. В 1834г. сыну его Кутлубулату Шайлину исполнилось 35 лет, а сыну первопоселенца Юлбарису Шарипову – 54 года, другому сыну Сюлявчику – 46 (умер в 1826г.).

Сыновья Юлбариса Курбангали, Мухаметжан, у Сюлявчина Сулейман, Афлятун. А кто же был первопоселенцем? Это – старшина Бурзянской волости Шарип Казанчев, которому в 1755г. «с товарищами» в силу указа 1738г. «велено переселиться на прежнее их жилище по Ирендыку».

В деревне жили и вотчинники Кыркули- Минской волости и припущенники из Бурзянской волости. Были здесь и мишари, проживавшие по договору вотчинников от 3 июля 1808г.

Бурангулово – поселение башкир Кара- Табынской волости Троицкого уезда, припущенных по договору вотчинников Кыр- Канлинской волости (Балгазинской тюбы) от 14 августа 1741г. «с правом заселения и пользования земельными угодьями». Припустил их башкир Канмурза Балгазин с тов. Затем последовал указ Уфимской провинциальной канцелрии от 4 ноября 1749г. старшине Кара- Табынской волости Кидрясу Муллакаеву о владении землей Балгазинской тюбы Кыр- Канлинской волости.

Название и основание д. Кидрячево тесно связаны с именем только что упомянутого, переданного царизму старшины Кара- Табынской волости Кидряса Муллакаева. Сам он и подведомственные ему кара- табынцы в начале 30-х гг. 18в. Еше находились на Сибирской дороге на территории будущего Троицкого уезда. В его рассказе – сказке властям о столкновениях с восставшими башкирами – сказано следующее: «1737-го года сентября в 26 день пришед в Уфимскую провинциальную канцелярию Сибирской дороги Кара- Табнской волости доброжелательный старшина башкирец Кидряс Муллакаев, который ныне живет на Ногайской дороге, с Минской волости…» Еще ранее, в 1734г., Кидряс Муллакаев оказал помощь прибывшему в Уфу И.К.Кирилову, главе Башкирской экспедиции, целью которой было строительство г. Оренбург и крепостей вдоль р.Яик (Урал). В июне 1735г. Кидряс вместе с другими старшинами с целью присоединяться отправился вслед за Кириловым в поход к устью р.Орь. Однако попал в плен к восставшим башкирам. Вскоре он был освобожден под честное слово больше не помогать властям. Кидряс не сдержал слово, поехал в Уфу и рассказал властям обо всем, что узнал о повстанцах, находясь в их лагере. После этого «оной Кидряс, убоясь оных Башкирцев, переехав, живет в деревне у башкирца Мусы Кошкалтаева».

Как и бурангуловцев, канлинцы припустили Кидряса Муллакаева с тов. По договору 14 августа 1741г. Каратабынцы пытались доказать, что землю получили путем покупки. Такой точки зрения придерживался его правнук Рысмухамет Кутуев, сын Кидрясева, в своем прошении 1869г. Там сказано, что Кидряс Муллакаев по договору с собственниками земель Кыр- Канлинской волости 14 августа 1741г. приобрел покупкой землю и озеро Асылыкуль на вечное владение. Однако вотчинники д. Канлы- Туркеево, несмотря на данный их предками договор, «ежегодно им делают стеснение, как в сенокосе, рано в прочих угодьях». Одним словом, вотчинники были правы. Даже в 1770г. башкиры- вотчинники при продаже ими земли заводчику Ивану Осокину пригласили на эту сделку тархана Кидряса Муллакаева как припущенника.

Продолжая разговор о нем, скажем, что он – долгожитель. Умер в 1789г. Всю жизнь был архипреданным престолу, даже дважды приглашался в Санкт –Петербург и Москву на коронацию монархов. Участвовал и даже организовывал карательные отряды против повстанцев всех башкирских восстаний, начиная с 30-х гг. 18в. В годы последней в истории России Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева огнем и мечом подавлял бунтующий народ. В то время у него некоторые колебания были. Но быстро приходил в сознание, ностальгически вспоминая былые награды и привилегии, полученные от монархов. Его услужливость властям привела к позорному захвату в плен главного пугачевского полковника Канзафара Усаева, за которым буквально охотились мишарские старшины Муксин Абдулсалямов и Ишмухамет Сулейманов. Канзафар «хотя ими пойман и везен был, но будучи де недалеко от оной, из чюваской деревни, скинув колодку, бежал и где находится – неизвестно». Спустя два месяца Канзафар был захвачен Муллакаевым, за что начальник секретных  комиссий генерал- мойор П.С.Потемкин 10 августа 1774г. направил «похвальный лист» и ордер, в котором пмсал: «А в награждение за услуги твою именем государыни нашей препровождаю пятьдесят рублев, обнадеживая притом, что если дальнее окажешь ты к службе е.и.в. усердие и потщишся усмирять бунтующих башкирцов, а равно начальников их приводить, как-то дана будет тебе в знак достоинства твоего золотая медаль. Напротив того, обнадежь башкирское войско, что все те, которые придут с раскаянием о преступлении пред ее величеством, те должны явиться у меня и прегрешении их будут прощены. Напротив того, всякие далее сентября не усмирятся, будут истреблены».

Кидряс из семьи тарханов. Об этом можно узнать из книги В.В.Вельяминова- Зернова «Источники для изучения тарханства, дарованного башкирам русскими государями» в «Записках имп. Академии Наук».

Сегодняшнее село Чапаево (Сапай) – поселение башкир – припущенников на земле Балгазинской тюбы Канлинской волости. Владельцы в 1740г. припустили на свою вотчину башкир из д. Утяганово Енейской волости Сарапульского уезда Вятской губернии. Что это село было действительно башкирским, свидетельствует тот факт, что сапайцы кочевали на тех же местах, что и жители села Кидрячево. Они имели 301 лошадь, 205 коров. Это соотношение наглядно показывает важную роль коневодства. Сеяли и хлеб, но мало. В 1843г. на 236 башкир засеяли лишь 8 пудов озимого и 624 пуда ярового хлеба.

Дюртюли – поселение башкир из Бурзянской волости. О времени появления бурзянцев на вотчине Яик- Суби- Минской или вообще Минской волости говорилось выше, когда речь шла о бурзянской д. Курманкеево.

В 1795г. в 14 дворах учтено 62 башкира- бурзянца, 8 ясачных татар из одной семьи. В 1816г. было 162 башкира, 5 татар, в 1834г. 24 дворах 220 башкир, в 1870г. в 65 дворах – 343, в 1920г. в 93 дворах – 460 башкир.

В 1843г. на 220 человек сеяли 896 пудов ярового хлеба.

Д. Новоаккулаево (Бай- Аккулай) – выселок коренного поселения, сегодня находящегося в Альшеевском районе РБ и возникшего на рубеже двух веков. В 1920г. новая деревня состояла из 80 дворов, где учтено 388 башкир.

Д. Микяшево (Маляш) возникла на земле башкир Кыркули –Минской волости. Они из «Куз – Курпячевой», т.е. Курпяч – Табынской волости. Известна даже деревня, из которой они выехали. Это – Касынды при одноименной речке (ныне Архангельского района). По одному источнику табынцы приняты минцами по договору 1755г., по другому документу – по распоряжению начальства в том же году.

По договору башкир Кыркули – Минской волости 29 февраля 1795г. были припущены тептяри из одной семьи из д. Альметмуллино Бугульминского уезда Оренбургской губернии. V ревизия конца 18в. перечисляет их имена: 37-летний Усяков, сыновья Вильдан, Рустам, Тухватулла, Хисматулла. Затем переселилась одна тептярская семья Ибрагима Ишкинина (сын Фахретдин) из д. Шактамак.

Д. Горчаки возникла в начале ХХв. В 1920г. поселок состоял  из 24 дворов немцев с 206 жителями.

В 1925г. или за год до этого возникли Фаридуновка из 10 хозяйств башкир. Дд. Ахуново, Янги- Турмуш к этому времени еще не было.