Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән
районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк
китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Герб
Муниципальное бюджетное учреждение
Давлекановская межпоселенческая Центральная библиотека
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Реферат на тему:«Личность в истории края»

МБУ ДМЦБ

Реферат на тему:

«Историческое наследие» 

«Личность в истории края»

2023 год

Содержание:

  1. Введение.
  2. Хозяйство Каримова Набиуллы Гимаделисламовича:

II.1.  Каримовский сад;

II.2.  Кумысолечебница.

  • Благотворительность Каримова.
  1. Судьба Набиуллы Каримова.
  2. Заключение.

Цель:

  • Изучить какой вклад внес Набиулла Каримов в развитие города Давлеканово и Республики;
  • Изучение истории и сохранение исторического наследия родного края;
  • Формирования интереса к истории малой Родины

Задачи:

  1. Собрать необходимый материал по теме и познакомить с жизнью Н.Каримова, внесшего вклад в развитии становления родного края;
  2. Пробудить интерес к жизни известных исторических личностей, истории малой родины, воспитать чувство гордости за родную землю;
  3. Развитие и связь между прошлым и настоящим.

Объект исследования:

Историческая личность, его личный пример, вклад в развитие города Давлеканово. Его биография и деятельность.

Введение

Как дом не может стоять без фундамента, так и человек не может жить без прошлого. Знать историю своей малой Родины должен каждый, начиная с детства.

Довольно значимой фигурой для истории края является Набиулла Каримов, один из первых переселенцев в деревню Иткулово, после того как в этих местах была проложена железная дорога. С ним связана история нашего города конца

19 – начала 20 веков.

Набиулла Каримов со своей семьей

Каримовский сад

В конце 19-начале 20 вв. земельный участок  на окраине д. Иткулово (Давлеканово), окультуренный Набиуллой Каримовым (Абдулкаримовым), после открытия кумысолечебницы в 1890 г., но не позднее 1899 г.   Набиулла Каримов рядом разбил настоящий сад, который славился на всю республику! Его так и называли – Каримовский сад! Там росли не только обычные, но и плодовые деревья, была расположена оранжерея, ледник, баня и другие подсобные помещения.

В свое время он был украшением села Иткулово. Благоухали розы и георгины, настурции и бегонии, буйно цвели сирень и черемуха. Яблони сгибались под тяжестью плодов. Зрели арбузы и дыни. Слава о Каримовском саде распространялась далеко за пределами волости.

В конце прошлого века жил в центре деревни Иткулово Казангуловской волости грамотный с хозяйской сметкой татарин Набиулла Каримов. Из   воспоминаний его внучки Наили Каримовой – (Терегуловой) мы узнаем, что “Набиулла Каримов (а по другим данным Габдулкаримов Набиулла Гайнуллин) родился в 1848 году в городе Казани в зажиточной семье. Кроме образования,  полученного в медресе, обучался русскому языку дома. В городе Чистай (в Татарстане) открыл магазин. Скопив капитал, Набиулла  переезжает в Челябинск, где за короткое время смог удачно организовать свою торговлю. Здесь он женится на башкирской девушке по имени Шамсижихан.

С проведением Самаро – Златоустовской железной дороги Н. Каримов, оставив в Челябинске магазин брату Ногоману, вместе с женой в числе первых переселяется в деревню Эткол (Иткулово).

Уже зная, чем он  будет заниматься на новом месте, Набиулла  заранее выстроил себе дом, каменный магазин (этот дом и сейчас стоит недалеко от железнодорожной станции). У него кроме того были кумысолечебница, сад, табун лошадей  и деревянный многоквартирный доходной дом (гостиница «кумысников»).

 

 

 

 

 

Дом Н.Каримова

Все это находилось в селе Иткулово, неподалеку от которого раскинулся каримовский лес. Набиулла был одним из первых, кто приехал по только что проложенной железной дороге обживать целину. Был он первооткрывателем и в области кумысолечения. В Иткулово приезжали лечиться со всей России. Уже в первых числах мая на столах кумысников появлялись свежие огурчики. Их выращивали в теплице, оборудованной для подогрева кирпичными дымоходами.

Теплица Набиуллы Каримова

Архивные документы свидетельствуют, что он также арендовал выгон у «общества» за 20 рублей в год, где держал 15 кобыл и 4 лошади. Из строений имел один деревянный корпус и 5 домиков. Валовой доход у него составлял 1200 рублей. «Спустя некоторое время,- вспоминает его внучка, для прибывающих на кумысолечение им был  выстроен двухэтажный дом из 40 комнат». Внизу большой гостиницы были расположены столовая, комнаты для приготовления кумыса, а наверху находились комнаты для отдыха и сна. Окна этих комнат смотрели в сад, а двери выходили на общий балкон. С того балкона несколько удобных лестниц вели в столовую и сад. Взяв пример с Кавказских водолечебниц, для поднятия духа отдыхающих, был привезен с Макарьевской ярмарки граммофон. Среди звукозаписей были песни Каримова, которые, к сожалению не сохранились.

Слева сады Каримова

Перед этим домом был разбит сад. (Площадь сада около двух десятин.) В саду стоял красивый бревенчатый дом, позже в нем жили два сына покойного — Гали и Гумер, а также хромой Исмагил абзый, доводившийся им родственником,— охранник сада. Рядом с садом на широком подворье стоял еще один продолговатый дом, который сдавался под жилье. А за дубовой рощей этому купцу принадлежал довольно большой лес, который так и звали Каримовским.

               Сад Набиуллы Каримова

Набиулла Каримов затеял обширную переписку с садоводами других округов, они присылали ему черенки и семена, клубни и луковицы цветов. Сначала сад был небольшим, только вокруг усадьбы, но силами добровольных помощников расширялся и радовал своим видом. А Набиулла все читал литературу по садоводству, писал Мичурину и получал от него толковые и конкретные советы, стремился привить новые культуры, развел плантацию бахчевых и овощей.

Выращенные саженцы продавал местным жителям, бахчевые и огородные культуры использовались  в кумысолечебном заведении Н. Каримова.

«Земля отплатит сторицей», – не уставал повторять Каримов. Он учил земляков рациональному земледелию, новой агротехнике, стремился объединять усилия, чтобы коллективно получать добрый урожай.

Ранней весной все желающие могли отведать сочные лук и редис, огурцы и салат, позднее помидоры, арбуз и дыни. Короче, много всякого достояния было у Набиуллы Каримова.

Со временем сад Набиуллы Каримова стал местом встреч местных жителей. Здесь иногда возникали споры о земле, справедливости и горькой доле бедняков башкир. Набиулла хотя и жил зажиточно, не кичился своим достатком и образованием, разъяснял как мог, волновавшие их проблемы. Удовлетворенные или рассерженные, люди уходили вечерами из каримовского сада с твердым намерением снова прийти сюда, чтобы, в конце концов, найти ответы на свои житейские проблемы.

Со смертью Н. Каримова сад и кумысолечебница приходят в некоторое запустение.  И после Отябрьской революции, наследник сада Минимухамет Набиуллович Каримов, по прибытию в Давлеканово по демобилизации из рядов Красной Армии (где он был красным командиром), половину сада, где выращивали плодово – ягодные культуры и кустарники, со всеми хозяйственными постройками передал поселковому совету.

Другую половину, где располагались тепличное хозяйство и выращивали овощные культуры – колхозу имени Кагановича. Колхоз обеспечивал население овощами и фруктами. Это было в конце 20-х годов.

В дальнейшем, часть  сада была занята  под плодово-ягодные культуры и кустарники, на другой части располагалось тепличное хозяйство артели «Сад и огород» (затем колхоз им. Кагановича), где выращивали овощные культуры. Для ухода за садом и для поддержания порядка на его территории была выделена штатная единица садовода. Садоводами тогда работали Исмагил Ибрагимович Булгаков (бывший работник Н.Каримова), затем Фрол Алексеевич Лаврешин.

В 1938 г. площади запущенного сада вместе с теплицами были переданы под городской парк. Открытие парка было назначено на 7 июня 1941 г. После войны 1941-1945 гг. сад превратился в парк культуры и отдыха трудящихся города Давлеканово. Жилой дом и другие постройки в саду начали переоборудовать в культурные очаги. Здесь появился театральный зал, танцевальная площадка, бильярдная, библиотека, спортивная и детские площадки. В середине сада на месте бывшего колодца был построен небольшой бетонированный бассейн и был сооружен фонтан. Между аллеями протянулись хорошо ухоженные и засыпанные песком дорожки. В тени зелени были установлены скамейки, беседки для отдыха. Здесь проводились культурно-массовые и спортивные мероприятия. После, можно было утолить жажду прохладительными напитками и закусить. В этих целях доме, где жил Каримов, была открыта закусочная, которую в народе называли рестораном. И вправду, она мало чем отличалась от ресторана: здесь готовили не только закуски и продавали кондитерские изделия и напитки, но и первые, и вторые блюда. А в палатке, установленной рядом с закусочной, продавали кумыс.

И по настоящее время место используется под  Городской парк культуры в центре г. Давлеканово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумысолечебница

       Нибиуллы Каримова, простое, кустарное заведение для проживания больных туберкулезом и их лечения кумысом. Открыта в 1890 г. в д. Иткулово на углу улиц Лесной (н/в ул. Ленина) и Торговой (н/в ул. Коммунистическая), фасадом выходила на Базарную площадь. Располагалась на окраине деревни. Квартиры кумысников помещались на 2-м этаже большого двух этажного дома, деревянного бревенчатого, крытого тесом и в отдельных домиках возле него. Всего на втором этаже было 9 квартир (номеров), из каждого номера был выход на балкон, который опоясывал вокруг  все здание.  Стены номеров были оштукатурены и выбелены известкой: полы покрашены. Каждый номер был изолирован капитальной стеной. На первом этаже жила семья владельца помещения. К одной стороне дома примыкал недавно разбитый сад, а в нем были расположены отдельные номера –  деревянные домики. Всех номеров у Н. Каримова на 1896-1897 гг. было – 20, позднее их число удвоилось. В каждом помещении были устроены клозеты (туалеты) выносной системы. В стороне от постройки находились постройки –  кухня и приспособление для изготовления кумыса. Кумыс приготавливали слабый, средний и крепкий, для чего Каримов содержал 28 кобылиц. Бутылка кумыса продавалась за 15 копеек. Своего врача заведение не имело, время от времени в заведении появлялся врач 6-го медицинского участка Белебеевского уезда.

Кумысолечению Н. Каримов уделял большое внимание, стремился организовать его на манер Кавказских  водолечебниц. Для развлечения отдыхающих кумысников он приобрел патефон,  Также в лечебнице было организовано фотографирование отдыхающих. Фотографии того времени хорошего качества до сих пор хранятся у меня”, – пишет внучка Каримова –  Наиля Каримова – Терегулова.

Здание кумысолечебницы Н. Каримова сохранилось до 1972 г.

Известно, что до осени 1952 г.  в нем  располагались конторы предприятий «Красный кустарь» и «Пищевик». С 1952 «Красный боевик». В 1965-1972 гг.  располагался Дом пионеров.

Сезон кумыса начинался весной и продолжался все лето. Остальное время уходило на заготовку сена для скота, дров для отопления, заготовку на зиму провизии в подвалах и подготовку к следующему сезону кумысолечения. Садоводом у Н. Каримова был Ф. А. Лаврешин, кумысоделом – Тимербай-абзый…

Благотворительность Каримова

Семейное предание гласит, что Набиулла владел гипнозом и был заядлым картежником. Выиграл в карты даже тот самый каримовский лес – у князя Волконского, чье имение находилось по соседству. Было у Каримова железное правило: играл в карты только новой колодой, и прежде, чем сесть за стол, показывал партнеру заверенный печатью документ, где говорилось о том, что суд никаких претензий  проигравшего не принимает. Азартные игры по мусульманскому обычаю не поощрялись, но ему был простителен этот маленький грех, так как он сполна окупался его благотворительностью.

На его средства, в том числе была построена мечеть в Давлеканово.

Дал Набиулла  денег и своему брату Ногоману на строительство мечети в Стерлитамаке.

Мечеть в Давлеканово, построенная на средства Каримова

В городе Уфе также осталось несколько исторических памятников от Набиуллы Каримова.  В 1898 году создан «Торговый Дом в образе Товарищества на вере под фирмой братьев Каримовых», а 1 марта 1900 года братья открыли собственную типографию и словолитню, которая начала выпускать книги по самым разным отраслям знаний: произведения религиозно-дидактического характера, учебники, научно-популярную и художественную литературу.

Книгоиздание не давало большой и быстрой прибыли, и поэтому Каримовы достаточно успешно торговали галантерейным, парфюмерным, москательным товаром. Они имели отделения Торгового дома в Оренбурге, Уфе (управлял Хасан Каримов), Нижегородской, Мензелинской, Ирбитской, Симбирской, Ханской и других ярмарках.

 

 

 

 

 

ЦУМ Уфа                                                Торговый дом

Из адрес-календаря на 1914 год: «Торговый дом Братья Каримовы. Главная торговля и контора в Казани. Отделения в городах Уфе и Оренбурге. Уфимское отделение на Александровской улице, собственный дом. Торговля всевозможными модно-заграничными и галантерейными товарами. Парфюмерия русских и зарубежных фабрик. Патефоны. Граммофоны и пластинки к ним. Канцелярские принадлежности. Отдел продажи русских книг». И тут же, рядом: «Оптово-розничная торговля мануфактурными товарами, разными пряжами; меха, ваты, сахар, разных заводов и резиновые галоши разных фабрик С.С. Шамгулова.

Предприятие по оптовой продаже указанных товаров в Казани в 1916 году имело оборот в 300 000 рублей.

Стоит подняться с улицы Ленина верх на Карла Маркса, как можно погрузиться в дух старого города на несколько столетий, в том числе бывший ЦУМ (теперь называют старым универмагом) – здание, построенное в 1907-1908 годах купцами Шамигуловыми и братьями Каримовыми.

Судьба Каримова

Местному волостному и уездному начальству давно не нравился этот упрямец  с черными жгучими глазами, гордой осанкой, человек с чувством собственного достоинства, уверенности в своих мнениях и поступках. Не пришлись им по нраву и эти «сборища», как они называли, в саду Каримова.

«Смутьян», «подстрекатель» – эти слова все чаще раздавались из уст его врагов. На него доносили за то, что читал коллективно полученные книги и газеты, рассказывал односельчанам об увиденном и услышанном в далеких краях. Несколько раз молодые парни громили парники, уничтожали клумбы, подбрасывали угрожающие записки. Религиозно настроенная часть населения под подстрекательством муллы объявило его «колдуном». Набиулла тяжело переживал эти нападки, так как при всей строгости и властности характера он был очень мягким и добрым по натуре человеком, любил детей, которые отвечали ему взаимностью. Зачастую к большому семейному столу приглашались его добровольные помощники из бедняцких семей.

Была установлена слежка за Каримовым. Под грифом секретно 14 октября 1903 года Калужскому губернатору из Уфы была направлена депеша «о деле проживающего в селе Иткулово Белебеевского уезда Набиуллы Каримова, обвиняемого в возбуждении враждебных мыслей против власти». И далее «господин министр внутренних дел постановил «выслать названное лицо Калужскую губернию под гласный надзор полиции на три года, начиная с 12 октября 1903 года. Тогда Набиулле  Гайнулловичу уже было за пятьдесят.

Прибыв в Калугу, а затем на место ссылки в Перемышль, Каримов не смирился несправедливостью наказания, высылки его из Башкирии, неоднократно писал во все инстанции. Все они остались без ответа. Было суждено отбыть срок в ссылке.

Насколько было велико внимание властей к Каримову, говорит тот факт, что в Калужском государственном архиве по его делу хранится 74 документа: скрупулёзные донесения, итоги слежки за каждым его шагом на свободе. Вслед ссыльному в Калугу за подписью Уфимского губернатора была направлена характеристика «за последнее время Каримов был изобличен в агитации среди населения с целью обострить отношения между правительственными властями и мусульманами. Вообще Каримов, будучи достаточно развитым, являлся деятельным и вредным агитатором среди населения Уфимской губернии».

В документах мало отображено, какую активную деятельность вел Набиулла Каримов среди ссыльных, только краткие документальные сведения. Но вполне понятно, с его натурой и интеллектом и волей не мог он сидеть, унывая на судьбу. Не изменял он своим жизненным принципам.

Амнистия 1905 года сократила этот срок

на один год. Набиулла Каримов (перед возвращением на родину) отмечает Ураза-байрам. Расходы на праздник, в котором приняли участие 77 человек, были оплачены им, к тому же он отправлял многих на родину за свой счет. Из ссылки Набиулла Каримов вернулся с сильно подорванным здоровьем. Работать с прежней энергией он уже не мог, и вскоре был вынужден переехать в Казань, где в 1906 году умер. Ему было 57 лет. Но в Иткулове на память о нем остался сад.

Заключение.

Народная мудрость гласит, если человек за свою жизнь посадил дерево, воспитал ребенка и написал книгу, он не зря прожил жизнь. Набиулла Каримов вырастил целый сад, воспитал пятерых детей и вписал достойную страницу в истории нашего района. Из пятерых детей до преклонных лет дожила только внучка Набиуллы Каримова – Наиля Халиловна Каримова – Терегулова. Сыновьям Набиуллы Гайнулловича  не суждено было узнать о тех моментах революционного настроения в деятельности своего отца. И только благодаря настойчивости  Наили Халиловны безвестные страницы биографии Набиуллы Каримова стали достоянием нашего времени. Уже правнуки могут гордиться своей родословной и вспоминать деда с гордостью.

Использованный материал:

  1. Зиля Бадриева. «Слово купеческое, нерушимое: магазин братьев Каримовых и Шамгулова», 2018 год. ufaved.info.
  2. davlekan.narod.ru
  3. Норкина « Каримовский сад»/газета Знамя, 1987 год, № 84
  4. А. Агеев. «ОК» https://asilikyl.rbsmi.ru/articles/obshchestvo/Davlekanovskaya-istoriya-kalendar-sobitiy-49483/