Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән
районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк
китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Герб
Муниципальное бюджетное учреждение
Давлекановская межпоселенческая Центральная библиотека
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Постижение вечным языком танца

Сегодня исполнилось бы 100 лет Тамаре Шагитовне Худайбердиной — одной из самых известных башкирских танцовщиц, которая внесла значимый вклад в становление национальной культуры.

Тамара Худайбердина родилась 1 августа 1923 года в Уфе в семье видного государственного деятеля, первого председателя ЦИК Башкирской АССР Шагита Худайбердина. Отец умер от болезни, когда ей было чуть больше года.

Тамара училась на Башкирском отделении Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, когда началась Великая Отечественная война. Вместе с выпускниками Тамара Худайбердина в 1941 году вернулась в Уфу и в военные годы работала в Башкирском театре оперы и балета наравне с профессионалами. Всю свою жизнь она посвятила профессиональному хореографическому искусству.

Завершив учебу после войны, Тамара Худайбердина стала одной из ведущих солисток театра. Особенно удавались ей партии, где мог проявиться ее незаурядный темперамент, — Эсмеральда в одноименном балете Пуни, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева. Она была первой исполнительницей главных и ведущих партий в таких классических балетах, как «Зухра», «Шехерезада», «Журавлиная песнь», «Красный мак», «Лауренсия», «Тропою грома», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. В последний раз на родную сцену она вышла в 1964 году в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане» — это была ее любимая роль, которую она с неизменным успехом исполняла в течение двадцати лет.

Расцвет творчества Тамары Худайбердиной пришелся на 1948 — 1958 годы. В этот период она танцевала с ярким танцовщиком Владимиром Григориным, который был не только партнером по сцене, но и ее мужем и другом. Балерина яркого актерского дарования, Тамара Шагитовна великолепно воплощала на сцене глубокие и активные натуры. Эмоциональность и высокая техника сочетались в ее танце с женственностью и музыкальностью. Высокие технические возможности в области хореографии и глубокое воплощение сложных сценических образов позволили ей не только занять достойное место среди выдающихся артистов балета, но и стать одной из основательниц национальной школы хореографического искусства.

Она была известна и как талантливая исполнительница башкирских народных танцев, в ее обширный концертный репертуар входили танцы в постановке Файзи Гаскарова: «Муглифа», «У ручья», «Подарок», «Дружба».

–  Народные танцы лучше Тамары никто не исполнял, — вспоминала народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. — Взгляд, движение, поворот головы — все так изящно, нежно, благородно.

Тамара Худайбердина интересовалась искусством разных народов, разучила и с блеском исполняла китайский, индийский, корейский, узбекский танцы. Очень часто ей приходилось исполнять на «бис» «Цыганский танец» из оперы Александра Даргомыжского «Русалка». Она успешно снялась в фильме-балете «Журавлиная песнь» (1959).

За десятилетия педагогической деятельности в Уфимском училище искусств (1960-1971) и на кафедре сценического искусства Уфимского государственного института искусств (с 1968 года) Тамара Шагитовна отдала много сил воспитанию молодых кадров, которые сегодня являются украшением башкирского драматического и вокального искусства. С 1993 года она являлась профессором. Была требовательным, но и добрым, понимающим педагогом.

За большой вклад в развитие национальной культуры Тамаре Худайбердиной были присвоены почетные звания «Заслуженный артист РСФСР» и «Заслуженный артист Башкирской АССР». В 1953 году она стала лауреатом 4-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.

Умерла Тамара Худайбердина в апреле 1998 года и похоронена в Уфе.