Башҡортостан Республикаһы Дәүләкән
районы муниципаль район хәкимиәте
Дәүләкән биләмә-ара үҙәк
китапханаһы муниципаль бюджет учреждениеһы
Герб
Муниципальное бюджетное учреждение
Давлекановская межпоселенческая Центральная библиотека
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Бабичева Тансулпан

Бриллиант Давлекановской земли

Бабичева Тансулпан Дагиевна родилась 15 мая 1953 года в г. Давлеканово БАССР. После окончания Тансулпан поступила в Уфимский государственный институт искусств, который успешно окончила в 1974 году, и стала актрисой Башкирского акаде­мического театра имени М. Гафури. В 1980 году Тансулпан Дагиевне было присвоено зва­ние Заслуженная артистка БАССР, в 1991 году – Заслужен­ная артистка Российской Федерации. С 1994 года Тансулпан Бабичева удостоена знания народная артистка РБ, а с 2000 года – народная артистка РФ. В последние годы актриса много работает и в качест­ве режиссера. Ею поставлены спектакли на сцене Башкир­ского театра драмы «Стол на четверых» по драме Н. Гаитбаева, «Двенадцатая ночь» У. ІІІекспира, «Таланты и поклонники» по драме А.Островского. Много времени отда­ст Тансулпан Дагиевна и работе со студентами, так как с 1985 года преподает на театральном факультете УГИИ (с 2001 года – заведующая кафедрой режиссуры и мастерства актера). Актриса снималась в художественном кинофильме «Всадник на золотом копе» в роли Гульбики («Мосфильм», 1978 г.), в телефильме «Невестка из глубинки» в роли Шауры («Баштелефильм», 1984 г.).

Особое место в творчестве актрисы занимают образы из произведений Мустая Карима: Зубаржат и Шафак («В ночь лунного затмения»), Акйондоз («И судьба – не судьба!..» М.Карима – Р.Исрафилова по по­вести М.Карима «Долгое – долгое детство»), Афродита («Не бросай огонь, Прометей!»), Замзагуль («Пеший Махмут»), Мария Тереза («Помилование» Р. Исрафилова по одноименной повести М. Карима). В 1981 году за роль Акйондоз Тансулпан Бабичева была удостоена Республиканской премии имени С.Юлаева. С большой эмоциональной силой исполнены актрисой образы женщин, олицетворяющих жизнестойкость, силу духа: Гульчачак («Ненаглядная» М.Садыковой), Хадия (в одноименной пьесе Г .Шафикова), Филумена Мартурано («Женщина, которая не умеет плакать» по пьесе Э. де Филиппо «Филумена Мартурано»). Жизне­радостностью и непосредственностью отличаются ко­медийные роли Тансулпан Бабичевой: Диляфруз («Четыре жениха Диляфруз» Т.Минуллина), Иркэ («О, ужас!» Н.Гаитбаева).

Даже в небольших и эпизодических ролях Бабичева проявляет свою актерскую индивидуальность как мастер утонченного сценического рисунка: Мунира («Похищение девушки» М.Карима), Минзифа («Галлия» Р.Исрафилова по одноименной повести Т.Тагирова), Мадина (Ф.Богданов «Ночной гость»). За роль Загиры в комедии «Голубая шаль» К. Тинчурина Тансулпан Вабичева была удостоена Диплома I степени «За лучшее исполнение характерной роли» на 4-м Всероссийском смотре театральной) искусства и драматургии народов СССР в Ленинграде. Достоверно сыграны актрисой и роли классической драматургии: Ольга Прозорова («Три сестры» А.П.Чехова), Диана («Собака на сене» Лопе де Вега) и некоторые другие. Знаменательной работой Тансулпан Баби­чевой стала роль Аркадиной в спектакле Национальною молодежною театра РБ «Чайка» А.П.Чехова.

Творческий вечер

В Давлекановском районном Доме культу­ры в 2009 голу состоялся творческий вечер нашей землячки народной артистки Российской Федера­ции и Республики Башкортостан Тансулпан Баби­чевой. Как актриса Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури, она долгие годы блистала на сцене. Сегодня, как художественный руководитель национального молодежного театра РК, Тансулпан Дагиевна сочетает свою профес­сиональную карьеру с преподавательской дея­тельностью Уфимской государственной акаде­мии искусств.

Требовательная к себе, она воспи­тала не одну плеяду талантливых артистов.

Смысл моей жизни – театр

Тансулпан Бабичева – одна из самых яр­ких актрис современного башкирского театра. Ее самобытный, искрометный талант в одинако­вой мере проявляется и в комедийных ролях, и тонких психологических образах, и в блестяще сыгранных характерах. Большое лирическое да­рование актрисы проявилось уже в первой роли юной, трогательной Гульямал в спектакле «Друг – гармонист» по пьесе К. Наджми.

И де­бют как бы обозначил главную тему творчества Бабичевой – любовь во всех проявлениях, кото­рая была продолжена в образах Айсылу («Лунные вечера Айсылу» И.Абдуллина), Ило­ны («Чужая звезда» по пьесе Х. Вуолийоки «Женщины Нискавуори»). Этой темой любви, красоты и женственности, добра и самоотвер­женности пронизано все ее искусство.