Бабичева Тансулпан
Бриллиант Давлекановской земли
Бабичева Тансулпан Дагиевна родилась 15 мая 1953 года в г. Давлеканово БАССР. После окончания Тансулпан поступила в Уфимский государственный институт искусств, который успешно окончила в 1974 году, и стала актрисой Башкирского академического театра имени М. Гафури. В 1980 году Тансулпан Дагиевне было присвоено звание Заслуженная артистка БАССР, в 1991 году – Заслуженная артистка Российской Федерации. С 1994 года Тансулпан Бабичева удостоена знания народная артистка РБ, а с 2000 года – народная артистка РФ. В последние годы актриса много работает и в качестве режиссера. Ею поставлены спектакли на сцене Башкирского театра драмы «Стол на четверых» по драме Н. Гаитбаева, «Двенадцатая ночь» У. ІІІекспира, «Таланты и поклонники» по драме А.Островского. Много времени отдаст Тансулпан Дагиевна и работе со студентами, так как с 1985 года преподает на театральном факультете УГИИ (с 2001 года – заведующая кафедрой режиссуры и мастерства актера). Актриса снималась в художественном кинофильме «Всадник на золотом копе» в роли Гульбики («Мосфильм», 1978 г.), в телефильме «Невестка из глубинки» в роли Шауры («Баштелефильм», 1984 г.).
Особое место в творчестве актрисы занимают образы из произведений Мустая Карима: Зубаржат и Шафак («В ночь лунного затмения»), Акйондоз («И судьба – не судьба!..» М.Карима – Р.Исрафилова по повести М.Карима «Долгое – долгое детство»), Афродита («Не бросай огонь, Прометей!»), Замзагуль («Пеший Махмут»), Мария Тереза («Помилование» Р. Исрафилова по одноименной повести М. Карима). В 1981 году за роль Акйондоз Тансулпан Бабичева была удостоена Республиканской премии имени С.Юлаева. С большой эмоциональной силой исполнены актрисой образы женщин, олицетворяющих жизнестойкость, силу духа: Гульчачак («Ненаглядная» М.Садыковой), Хадия (в одноименной пьесе Г .Шафикова), Филумена Мартурано («Женщина, которая не умеет плакать» по пьесе Э. де Филиппо «Филумена Мартурано»). Жизнерадостностью и непосредственностью отличаются комедийные роли Тансулпан Бабичевой: Диляфруз («Четыре жениха Диляфруз» Т.Минуллина), Иркэ («О, ужас!» Н.Гаитбаева).
Даже в небольших и эпизодических ролях Бабичева проявляет свою актерскую индивидуальность как мастер утонченного сценического рисунка: Мунира («Похищение девушки» М.Карима), Минзифа («Галлия» Р.Исрафилова по одноименной повести Т.Тагирова), Мадина (Ф.Богданов «Ночной гость»). За роль Загиры в комедии «Голубая шаль» К. Тинчурина Тансулпан Вабичева была удостоена Диплома I степени «За лучшее исполнение характерной роли» на 4-м Всероссийском смотре театральной) искусства и драматургии народов СССР в Ленинграде. Достоверно сыграны актрисой и роли классической драматургии: Ольга Прозорова («Три сестры» А.П.Чехова), Диана («Собака на сене» Лопе де Вега) и некоторые другие. Знаменательной работой Тансулпан Бабичевой стала роль Аркадиной в спектакле Национальною молодежною театра РБ «Чайка» А.П.Чехова.
Творческий вечер
В Давлекановском районном Доме культуры в 2009 голу состоялся творческий вечер нашей землячки народной артистки Российской Федерации и Республики Башкортостан Тансулпан Бабичевой. Как актриса Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури, она долгие годы блистала на сцене. Сегодня, как художественный руководитель национального молодежного театра РК, Тансулпан Дагиевна сочетает свою профессиональную карьеру с преподавательской деятельностью Уфимской государственной академии искусств.
Требовательная к себе, она воспитала не одну плеяду талантливых артистов.
Смысл моей жизни – театр
Тансулпан Бабичева – одна из самых ярких актрис современного башкирского театра. Ее самобытный, искрометный талант в одинаковой мере проявляется и в комедийных ролях, и тонких психологических образах, и в блестяще сыгранных характерах. Большое лирическое дарование актрисы проявилось уже в первой роли юной, трогательной Гульямал в спектакле «Друг – гармонист» по пьесе К. Наджми.
И дебют как бы обозначил главную тему творчества Бабичевой – любовь во всех проявлениях, которая была продолжена в образах Айсылу («Лунные вечера Айсылу» И.Абдуллина), Илоны («Чужая звезда» по пьесе Х. Вуолийоки «Женщины Нискавуори»). Этой темой любви, красоты и женственности, добра и самоотверженности пронизано все ее искусство.